Для правильного формирования психики ребенка очень важным является общение с ним, как с полноценным человеком. С первых дней жизни необходимо любое взаимодействие с младенцем сопровождать разговором, взглядами в глаза и улыбками. Когда Вы кормите ребенка, меняете ему подгузник или одеваете для прогулки, то всегда вступайте с ним в контакт при помощи речи, мимики и взглядов. Правильное поведение взрослого и активное общение с малышом помогут к концу первого месяца жизни подготовить маленького человечка к вступлению в общение с окружающими его людьми.
К четырехмесячному возрасту ребенок начинает активно интересоваться окружающим миром. Он отчетливо видит все вещи и людей и пытается им подражать. В этот период очень важно дать ему достаточно возможностей для этого. Если Вы заметили, что малыш заинтересовался каким-либо предметом, нужно позволить ему изучить этот предмет и отчетливо произнести вслух название. Несмотря на то, что маленький человечек еще не в состоянии повторять за Вами слова, он сохраняет их в памяти и сможет впоследствии использовать полученные знания.
Уже к 6 месяцам малыш пробует повторять за взрослыми отдельные буквы и слоги, но более-менее четко и осмысленно воспроизводить звуки он сможет только после достижения годовалого возраста. Если с ребенком не общаются и игнорируют его, то развитие речи может происходить с задержкой. Чем больше взрослые разговаривают с малышом, обращаясь к нему по имени, тем лучше маленький человечек сохраняет в памяти слова и быстрее учится говорить.
     Наиболее активное подражание взрослой речи начинается у детей в возрасте 7-9 месяцев. В этот период очень важно в играх с ребенком использовать яркие, запоминающиеся игрушки и активно общаться, произнося вслух названия окружающих предметов.
     К году развивающие занятия могут стать более активными. Необходимо постоянно чередовать различные виды деятельности, например, игры, прогулки, общение, рисование, чтение книг, учитывая при этом, что активные дела не должны занимать более 1/3 времени в течение дня. Важно следить, чтобы малыш не переутомился и вовремя укладывать его спать.
     В этом возрасте детям очень нравится играть в различные игры, такие как «Ладушки» или «Сорока- белобока». Игры постепенно можно делать более сложными, но нужно иногда и вспомнить простенькие старые развлечения, дети это любят.
В возрасте одного года малыша пора приучать кушать самостоятельно с использованием обычной ложки и кружки.
Нежелательно применять для питья разные специальные «поилки». Маленький человечек очень внимательно наблюдает за окружающими и впитывает в себя информацию как губка, поэтому члены семьи должны личным примером демонстрировать ребенку то, как нужно правильно и аккуратно есть.

В возрасте чуть более года ребенок начинает общаться с другими детьми на детской площадке. Чтобы поощрить стремление малыша к общению, можно вовлекать его и других детей в различные игры, помогающие познавать окружающий мир. Очень полезно бывает приходить на детскую площадку в одно и то же время, давая возможность малышу продолжать общение с одними и теми же сверстниками, но не следует оставлять ребенка одного, потому что это может его напугать. Все дети разные, и кто-то из них может обидеть ребенка. Возможна и другая ситуация, когда Ваш малыш сломает чью-нибудь игрушку, и возникнет конфликт. Чтобы избежать подобных ситуаций, полезно познакомиться с детьми на детской площадке, узнать их имена и, по возможности, вовремя вмешиваться в конфликтные ситуации, объясняя, как правильно себя вести.