В момент появления на свет у малыша уже достаточно хорошо развиты ориентировочные, защитные и пищевые рефлексы, однако без помощи взрослого человека ему пока не обойтись. За достаточно короткий срок в развитии ребенка происходит резкий скачок в физическом и психическом совершенствовании детского организма. И первый год жизни малыша – самый интересный в этом плане период. Первые радости и первые горести, первые успехи и первые слезы, первые шаги и первые падения. Вот то немногое, что заставит сердца родителей биться учащенно и переживать все ответственные моменты жизни ребенка совместно с ним. К достижению годовалого возраста малыш овладевает целым спектром жизненно необходимых умений, таких как активная предметная ориентация, прямохождение и восприятие обращенной к нему речи.
При определении развития ребенка в первый год жизни учитываются такие параметры как:
 
  1. физическое развитие, основными характеристиками которого в младенческом возрасте являются показатели роста, веса, объемов головы и тела, соответствующие каждому отдельно взятому возрастному этапу;
  2. психическое развитие, включающее в себя:
  • развитие когнитивной сферы;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • развитие восприятия;
  • развитие функций внимания;
  • речевое развитие;
  • развитие перцептивно-моторной деятельности.
За год ребенок должен набрать вес, в два раза превышающий вес при рождении, а вырасти должен на 25-27 см. Показатели эти условны, и каждый ребенок индивидуален, поэтому не переживайте при небольших колебаниях роста и веса. Все придет в свое время, а ваш малыш порадует вас своими достижениями.
 
Требования врачебного сообщества поменялись с течением времени. Если раньше при выписке из роддома рекомендовалось пеленать малыша как можно туже, то теперь научно доказана польза свободного телодвижения ребенка. С каждым днем движения малыша становятся увереннее, и родителям не нужно мешать ему познавать окружающий мир и ограничивать свободу действий. Уходят в прошлое защитные рукавицы из хлопка и зашитые рукава распашонок, мешающие наслаждаться видом маленьких ручек, пытающихся ухватить свою первую игрушку. Для того чтобы уберечь малыша от случайных царапин, достаточно аккуратно подстригать ноготки.
К концу второго месяца жизни ребенок начинает самостоятельно распрямлять сжатые рефлекторно кулачки и поднимать голову для увеличения обзорного пространства. К полугоду или чуть позже, когда многие родители устают от того, что ребенка нельзя усаживать самостоятельно на длительный срок (особенно это касается девочек), а держать его достаточно неудобно из-за того, что малыш находится в постоянном движении, он сам порадует своих близких тем, что научится сидеть. К девяти месяцам малыш уже может стоять, перенося свой вес на опору, а к достижению годовалого возраста ребенок порадует вас своими уверенными самостоятельными шажками. Правда, на крутых поворотах маленького каскадера все же необходимо придерживать, так как любознательность, присущая этому возрасту, пока еще опережает двигательные возможности.
Развитие восприятия в этот период также отличается своей динамичностью. Интерес к окружающему миру находит свое отражение в исследовательской деятельности ребенка. Ребенок с четырехмесячного возраста способен узнавать знакомых людей, концентрировать внимание на интересных для него предметах, расположенных в пространстве. И если вы поменяете местами даже мельчайшие детали привычной обстановки, то с удивлением обнаружите, что малыш не оставил это без внимания. Ну а если вы на время уберете любимую игрушку, то недовольство малыша не заставит себя ждать. Малыш начинает узнавать знакомые голоса, любимые мелодий и песни. А звуки, которые издают предметы при взаимодействии друг с другом, вызывают у него неисчерпаемое море удовольствия. Именно поэтому, малышу нравится греметь найденной связкой ключей, включать музыкальные игрушки и просто стучать различными предметами друг о друга. Не злитесь на маленького исследователя – он познает мир, а первые ограничения в виде «можно» и «нельзя» еще не производят на него особого впечатления.
Тактильные ощущения также важны при развитии функций восприятия. Развитие мелкой моторики рук – важный этап формирования личности ребенка. Начиная тянуть руки к интересному предмету с 4-х месяцев, к 6 месяцам ребенок уже может осуществлять хватательные движения. Во втором полугодии малыш начинает свои первые эксперименты с предметами и ближе к году начинает использовать их по своему функциональному назначению. В целях развития наглядно-практического мышления необходимо давать в руки ребенку различные на ощупь предметы – мягкие и пушистые игрушки, пластмассовые кубики, резиновые мячи и пр. Формы предметов также должны быть вариативными – круглые, квадратные, прямоугольные. Именно в этот период по своим ощущениям ребенок понимает, что для него ассоциируется с приятными ощущениями, а что нет. Развивать мелкую моторику рук малыша необходимо при непосредственном участии родителей, способных заинтересовать ребенка полезными и увлекательными играми. В первом полугодии, начиная с 3-х месячного возраста, сгибайте и разгибайте пальчики, рассказывайте при этом народные потешки, и ваш малыш отблагодарит вас своей радостной улыбкой. В возрасте от 7 месяцев можно начинать перебирать крупные предметы, а затем и мелкие – бусины и яркие пуговицы. Но будьте осторожны, стоит вам только отвернуться, и мелкий предмет тут же может быть помещен в рот или нос, достать откуда его можно только при помощи специалистов.
Эмоциональная сфера ребенка первого года отличается своей непосредственностью. Первые эмоции связаны с проявлением комплекса оживления, когда ребенок выдает разнообразные реакции на внешние раздражители. А последние исследования психологов доказывают, что, начиная с четырехмесячного возраста, можно различать эмоциональные оттенки настроения малыша, выраженные в мимических проявлениях. Это могут быть чувства гнева и печали на удаление приятного стимула, чувства радости и удовольствия при приближении родного человека. В течение первого полугодия жизни проявление реакций ребенка варьируется от крика, некоординированных движений, слабой улыбки и до ярко выраженного проявления радости и негодования. Функция отзеркаливания очень важна в гармоничном развитии ребенка. Делая первые неуверенные попытки скопировать движения и эмоции матери, малыш способен на длительное изучение лица взрослого человека. Позже к этому добавляется имитация жестов и движений. Действительно, забавно, когда ваш ребенок выражает недовольство, уперев руки в бока, как это делает мать, или радостно раскрывает объятия при встрече. Вокализация, отраженная в плавном переливании звуков, не может не привлечь восторженное внимание родителя. Поэтому, получая эмоциональную поддержку, ребенок идет дальше и начинает произносить свои первые слова, образуя из звуков простейшие слоги. Например, ма-ма, па-па, ба-ба, ня-ня. Приблизительно к году ребенок уже понимает простейшие фразы и подкрепляет их определенными действиями со своей стороны.
При воспитании ребенка очень важно дать ему чувство психологической защищенности от невзгод жизни. Именно в раннем возрасте ребенку необходимы тепло и забота близких людей. Не бойтесь проявлять свою нежность по отношению к малышу, ведь взрослеет он достаточно быстро, а в более старшем возрасте непосредственность, свойственная маленьким детям, проходит. Это совершенно не означает, что слово «нельзя» является нежелательным. Наоборот, первое знакомство с этим словесным конструктом необходимо начинать именно сейчас для того, чтобы у ребенка начали формироваться грани дозволенного. Очень важно в этом возрасте учитывать особенности переключаемости внимания ребенка. Необходимо просто отвлечь малыша от ненужного занятия и заинтересовать его чем-то более перспективным. Однако не забывайте, что процессы торможения развиты еще не достаточно хорошо, поэтому требовать немедленного исполнения своих слов не стоит. Надо просто проявить смекалку и найти подходящее занятие, в которое ребенок окунется с головой.
(0 голосов)