Теория раннего развития ребенка становится все более популярной. И уже никто не удивляется, когда знакомые отводят свое чадо в такую школу. Более того, это стало почти нормой.
      За желанием родителей применить к своему малышу те или иные методы раннего развития скрываются разные мотивы: стремление вырастить одаренного ребенка, стремление раскрыть его таланты, чтобы быть «как все», просто за компанию или даже ради удовлетворения собственных амбиций.
     Но какой бы ни была первопричина, прежде, чем применять любые педагогические системы, следует в них разобраться. А для начала – хотя бы понять смысл раннего развития, его цели
Авторы многих исследований пришли к выводу о том, что интеллектуальный уровень, по-видимому, связан не с «количеством серого вещества», а с тем, как развивается мозг в детстве и юности.

Главное

     Методы раннего обучения появились в педагогике в конце 19 века (Монтессори, Флебель), дальнейшее же изучение раннего детства привело к убеждению в необходимости стимулирования развития детей. С тех пор разнообразных методов и систем раннего развития появилось огромное множество.
     Все они (или большинство) создавались профессионалами и возникли на основе опыта работы с детьми, в том числе с отстающими в развитии.
     В основе идеи раннего развития лежат два убеждение. С одной стороны, человеческий мозг проходит основной путь своего развития в период дошкольного возраста. С другой стороны, воздействия среды, окружения напрямую влияют на внутреннюю биологическую структуру мозга. Поэтому усиленно стимулировать процесс развития мозга целесообразно до 3-х лет, поскольку именно в это время клетки мозга имеют наибольшую способность к образованию новых связей, а способности усваивать новую информацию поистине выдающиеся.
     Все подобные развивающие методики построены с учетом возрастных особенностей ребенка и не предполагают преждевременного привития ребенку навыков, которыми он еще не в состоянии овладеть по физиологическим причинам. Раннее развитие лишь предоставляет возможность создания благоприятных условий для развития имеющегося потенциала ребенка. С помощью активной творческой деятельности методики ускоряют развитие основных психических функций: внимания, памяти, воображения, логического мышления. Так образуется интеллектуальная база умственных способностей взрослого возраста. Ребенок, обучаемый по таким методикам, развивается не только умственно. Важная роль отводится физическому развитию и психическому здоровью малыша.
     Такие дети вырастают любознательными, они тянутся к знаниям и полученный ранее опыт обучения с успехом применяют в школе.

Анализируем себя

     Теперь, когда разгадка смысла понятия «раннее развитие» стала ближе, стоит прислушаться к себе, своим ощущениям и стремлениям. Почему вы хотите обучать ребенка по методу раннего развития? Когда возникла эта мысль? Чего вы хотите достичь? Что ждете от ребенка? Это очень важные вопросы!
     Психологи и педагоги настаивают на том, что если под желанием отдать малыша в школу раннего развития лежат родительские амбиции, или неудовлетворенность собственным воспитанием, или любая другая причина, никак не относящаяся собственно к ребенку, – лучше оставить эту идею. Такой родитель не сможет полноценно включиться в работу с педагогами, не сможет дать ребенку необходимого количества положительных эмоций, получаемых от обучения.
     Если же вы согласны с тем, что любой ребенок – это личность, со своими собственными желаниями и возможностями, – вам прямая дорога в школу раннего развития! Только учтите некоторые моменты…
В результате применения методов раннего развития ребенок начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался, а не раньше, чем его сверстник

На что обратить внимание

      Каждая методика по-своему уникальна, единых рекомендаций по выбору направления обучения нет. Но существуют некоторые общие моменты, которые полезно учитывать как при выборе школы, так и во время обучения малыша.
     Научная опора
     Лучшим вариантом будет использовать ту методику, которая основывается на научных данных. Программа, учитывающая особенности устройства и развития мозга, будет наиболее эффективной.
     Индивидуальный подход в выборе метода
     Чтобы понять, какой подход будет наиболее правильным к вашему малышу, изучите как можно больше разных методик. Это не только увеличит эффективность обучения, но и поможет избежать стресса, если вы вдруг обнаружите, что другая методика вам ближе. Любым вопросом можно с легкостью овладеть, если подобрать такой способ обучения, который будет задействовать уникальные склонности данного ребенка.
     Может получиться так, что вам приглянется один элемент из одной системы, второй элемент – из другой системы. Сочетание нескольких (но не взаимоисключающих!) методик часто идет только на пользу. Ведь наиболее полную информацию можно получить, лишь задействовав несколько путей передачи знаний.
     К примеру, обучение по Доману происходит пассивно, скучно. Но его сильной стороной является нацеленность на физическое развитие маленького человечка. Методика Никитиных, активно использующая развивающие игры, отлично совершенствует природой заложенные в ребенке способности. Однако у них очень слабо представлено обучение чтению и счету. А с этими задачами можно обратиться к методу Зайцева.
     Наиболее полно и емко методы овладения чтением, письмом и счетом разработаны педагогом Зайцевым. Зайцев создал обучающие кубики и на английском языке.
Только если мы будем поощрять и развивать уникальные склонности ребенка, его своеобразие, мы сможем развить интеллект и способность к творчеству, а главное, позволим во всей полноте раскрыться его личности.

      Не ставьте целей и временных рамок
      Если, начав обучаться по методике раннего развития, вы будете стремиться добиться определенных результатов к определенному времени, неизбежно будете нервничать и подгонять малыша. Нет ничего лучше насилия и несоблюдения меры – если перед вами стоит задача отбить желание учиться.
     Следуйте желаниям и потребностям ребёнка
     Из предыдущего правила логически вытекает и последнее: только тем будет ребенок заниматься с удовольствием, к чему у него лежит душа. Или же тем, что напрямую связано с его реальной жизнью, происшествиями, свидетелем которых он был.

Доводы против

     Подобные педагогические методы рассчитаны на первые 5 – 7 лет жизни. Дальнейшее обучение является проблематичным. Ребенок может остаться на домашнем обучении, что часто приводит к отсутствию важных социальных навыков. Ребенка могут отдать в частную школу, работающую по авторским методикам. Но таких школ крайне мало. Или же его отдают в обычную школу, способ обучения в которой противоположен тому, к которому ребенка привык.
     Важнее всего то, что знания первоклассника, к которому были применены методы раннего развития, намного выше знаний, каких требует от данного возраста школьная программа. Перед родителями встает дилемма: «перескочить» через несколько классов (что чревато психологическими проблемами) или же оставить со сверстниками (что неизбежно затормозит дальнейшее развитие).
     Маленькие дети очень любят получать новые знания, поэтому раннее развитие в какой-то мере необходимо каждому малышу. Не обязательно это должно быть следование методам какого-либо педагога-новатора. Во многих случаях для полноценного развития ребенка, для проявления его личности достаточно простой заинтересованности родителей в своем ребенке и в его желаниях. Разговоры на разнообразные темы, прогулки "со смыслом", экскурсии, чтение и обсуждение книг - все это важнее любых приемов методик раннего развития.



Статья подготовлена по материалам следующих сайтов:
http://www.razumniki.ru/
http://aim.h1.ru/
http://www.mosparents.ru/
http://www.rebenok.com/
(Авторы: Берёзова В., Цареградская Ж.В.)


(0 голосов)