Расскажите ребенку о том, что человек связан с окружающим миром множеством потоков - одни входят в него, а другие, наоборот, выходят. Ко входящим относят воздух, пишу, питье, солнечные лучи, а также то, что можно назвать желанием жизни. К выходящим - выдыхаемый воздух, выделения мочевого пузыря и прямой кишки, излучаемую человеком энергию, часть которой можно ощущать как тепло, а также мысли, идеи, поступки и все, что человек делает.

Можно заметить, что выходит из человека практически то же. что и входит, но уже в несколько измененном виде. Есть предположение, что человек является частью огромного вселенского механизма по переработке одних видов материи и энергии в другие. Тогда по большому счету, в масштабах всего Космоса, полезным и ценным можно считать все, вырабатываемое человеком, включая даже мочу и кал, которые оказывается, крайне нужны нашей планете.

Но если перед лицом Космоса человек велик всем, что бы он ни делал, то для других людей его выделения - всего лишь выделения. И почти так же, как городские службы должны заботиться о чистоте наших совместных мест обитания, каждый человек должен заботиться о чистоте своего тела, которое кроме мочи и кала вырабатывает множество других необходимых для жизни человека продуктов: слезы, слюну, пот, кожное сало, постоянно отрастающие волосы и ногти. Все эти вещества крайне необходимы для жизни человека, но их количество нужно контролировать. Они пахнут, их нужно убирать, иначе наша совместная жизнь в больших городах станет невозможной. Словом, как и за любой перерабатывающей фабрикой, за телом человека нужен уход. Его называют гигиеной.

Гигиенические процедуры во все времена приносили человеку большое удовольствие. Классическим воспринимается образ поющего человека в ванной. И взрослые, и дети получают истинное наслаждение от купаний, посещения бань, плавания в бассейне. Многие с удовольствием прихорашиваются перед зеркалом, занимаются чисткой зубов или маникюром. Причина, по которой некоторые дети не любят мыться, скорее всего, связана с тем, что их неправильно приучают к этому приятному процессу.

Можно предположить, что взрослым не всегда хочется возиться с ребенком в ванной. Тогда они делают это без удовольствия, из чувства «надо», а поскольку дети тонко чувствуют и перенимают все оттенки настроения взрослых, они и в данном случае перенимают главное — «не хочется». А если в процессе мытья прикрикнуть раздраженно на ребенка, да еще торопить его, через некоторое время у него отложится твердое убеждение, что ухаживать за собой — это неприятно.

Но ведь вы знаете, что приятно, так почему бы не продемонстрировать это ребенку? Не набор гигиенических процедур, которые нужно кровь из носу делать каждый день до самой смерти — продемонстрируйте сам дух гигиены, который заключается в приятности для тела любого рода очистительных процедур. Получайте сами удовольствие. Например, искупайтесь в присутствии ребенка, попутно рассказывая ему, для чего вы делаете те или иные вещи: «Я сейчас буду купаться с мылом и водой, чтобы стать чистым. После купания холод и болезни не пристанут ко мне, и я не буду их бояться». Хорошо также сначала искупать любимую игрушку - лучше если она будет не плюшевая, - а потом уже и ее хозяина. Если малыш испытает, как хорошо и весело можно купаться, чистить зубы, как приятно что-то делать самому, он запомнит это.

Полезно сопровождать процесс декламацией стихов, напеванием песенок. Если вы совместно сочините и специальную умывальную песенку, процесс станет не просто веселее - он станет ритуалом. Не забудьте почитать книгу про Мойдодыра и посмотреть мультфильмы по теме.

Мытье рук лучше осваивать между 1,5 и 2 годами, когда малыш перестанет тянуть мыло в рот. Пусть в ванной комнате будут вкусно пахнущий шампунь, который не щиплет глаза, мягкие полотенца, красивые губки для мытья. Необходима также устойчивая скамеечка или другая подставка, чтобы ребенку было удобно пользоваться раковиной. Если ваш малыш не плавает с раннего возраста и еще не привык открывать глаза в воде, полезно сначала давать ему в руки маленькое полотенце, чтобы он мог закрыть глаза от воды при мытье головы.

 

Несколько правил безопасности:

Купайте ребенка не раньше чем через 3 ч после еды. Температуру воды в ванне пробуйте локтем.

Не добавляйте горячую воду в процессе купания и не оставляйте ребенка в ванной одного.

Храните моющие средства и предметы личной гигиены в недоступном для ребенка месте.

Приучать ребенка к чистке зубов следует после 1,5 лет. Сначала дайте ему понаблюдать, как мастерски и весело это делаете вы, чтобы ему тоже захотелось. Потом научите его полоскать рот, чтобы он мог выплевывать всю воду, не глотая, и лишь потом учите пользоваться зубной щеткой. Вместе купите его первую зубную щетку, предоставьте ребенку возможность самому выбрать самую симпатичную. Пусть это событие станет праздником. Щетка должна быть мягкой. Сначала сами почистите ребенку зубы и дайте ему запомнить ощущения. В следующий раз вложите щетку в его руку, обхватите ее своей и начинайте совместные движения. Вверх-вниз, потом справа-налево, потом прополоскать рот и выплюнуть воду. Очень увлекательная и забавная процедура. Большинству детей необходима помощь в чистке зубов лет до 5-6 и контроль за процедурой до 7—8 лет.

Горшок — крайне важный предмет, поэтому должен нравиться ребенку. Первое время дайте ему просто поиграть с горшком, а потом уже начинайте приучать к нему. Чтобы откладывались положительные ощущения, первые несколько раз согревайте горшок в теплом месте или горячей водой. Не торопите ребенка, ведь главное не скорость, а эффективность привыкания к горшку. Обычно мальчикам на это требуется на год больше времени, чем девочкам.

Постепенно приучайте ребенка к уходу за волосами и ногтями. Регулярно подстригайте волосы, и каждый день причесывайте их. Пользуйтесь исправными и качественными приспособлениями для стрижки ногтей. Здесь важна сама привычка обращать внимание на их состояние.