Пожалуй, трудно найти родителей, которые не  хотели  бы воспитать хорошего  ребёнка. Большинство людей  в процессе воспитания детей  опирается на свой жизненный опыт, на то, как их  воспитывали  в своё время.  Между тем, имеется множество доказательств тому, что прежние методы воспитания  дают сбои и не приносят ожидаемых результатов. Иногда эффект их применения  бывает прямо противоположный. В чём причины этого явления?

Перемены, происходящие в современном мире, требуют новых, неординарных подходов  к  проблеме воспитания, поиску альтернативных современных методов воспитания детей.

Авторитарные методы воспитания детей

Методы воспитания детей, которыми до сих пор пользуется подавляющее большинство родителей, формировались в семье на протяжении столетий в условиях феодального общества, а затем в условиях буржуазных или социалистических демократий, основу которых составляла авторитарная власть. Это авторитарные методы воспитания детей.

Основным принципом таких методов является требование  беспрекословного подчинения детей воле родителей.  В арсенале воспитательных  мер здесь  имеются  такие способы воздействия на ребёнка, как приказ, выговор, окрик, угроза, насмешка, наказание, в том числе, и физическое. Ребёнок при этом рассматриваются как некий  негативный, враждебный субъект, который стремится всё время что-то сделать не так, которого постоянно нужно одёргивать, направлять.  

В основе мотивационных  механизмов поступков детей  при таких методах является страх.

Демократические методы воспитания детей

Демократические методы воспитания детей являются новыми, современными методами, которые родились под влиянием демократических преобразований, происходящих в окружающем нас  мире

В  основе таких современных методов воспитания  детей  лежит отказ от принуждения, подчинения поступков детей желаниям родителей и бесконфликтная переориентация их с плохого поведения на хорошее.  Применение этих методов предполагает изучение восприятия ребёнком тех или иных фактов или событий в жизни и оказание ему ненавязчивой помощи в правильной их оценке. Ребёнок не рассматривается как плохой  или хороший, но как  живой человек, которому свойственно ошибаться. Оценке подвергаются   поступки, а не он сам. Положительную оценку получают поступки, учитывающие интересы  всех участвующих в конфликте сторон. Взаимоотношения в семье строятся не на страхе детей перед неминуемым наказанием, а на принципах взаимопонимания, доверия,  взаимного уважения,  безусловной  любви.  

Мотивацией поступков детей в этом случае является внутреннее побуждение к действию и выбор правильного варианта действий на основании собственных представлений о том, что хорошо, а что плохо.

Сравнительная  оценка  авторитарных  и  демократических  методов воспитания детей

Авторитарные методы просты, имеют быстрый эффект и не требуют больших временных  затрат. Положительным эффектом воспитательного воздействия для  данной группы методов считается  непременное  выполнение требований родителей. Однако цена детского послушания в данном случае слишком велика. В семье возникает отчуждённость между родителями и детьми, которая углубляется по мере взросления ребёнка, исчезает взаимное доверие  и  любовь.

Обратной стороной страха наказания за непослушание является развитие у ребёнка таких негативных черт характера как трусость, подлость, угодничество, ябедничанье,  озлоблённость, чёрствость, неуверенность в своих силах, низкая самооценка.  Дети, испытавшие  на себе подобные методы  воспитания, не всегда могут отличить, что хорошо, а что плохо и зачастую не знают, как им поступить в конкретной жизненной ситуации. Неуверенность в себе не позволяет им добиться  хороших  успехов в учёбе, работе, в личной жизни. Причины своих неудач они усматривают не в зависимости от своих поступков, а от сторонних факторов. Став взрослыми, эти люди постоянно  ждут чьих либо команд, оценок, советов и помощи. Им очень сложно приспособиться в современном мире.

Демократические методы напротив  – сложны, требуют значительных затрат времени и быстрого эффекта не обещают. Кроме того, они предполагают постоянное самосовершенствование родителей, общую грамотность в  вопросах воспитания детей  и знакомство   с  современными методами воспитания детей в частности. Необходимыми качествами родителей при этом является выдержка, умение владеть своими эмоциями, настойчивость, последовательность.

Цели воспитания детей  в данном случае отличны от целей при авторитарных  методах.  Положительным  результатом воспитательного воздействия считается  не безоговорочное выполнение родительского распоряжения, а правильный выбор необходимого действия в конкретных  жизненных обстоятельствах и осознанное  его  выполнение. Эти методы способствуют развитию у ребёнка чувства уверенности в себе, смелости в принятии решений, инициативности, ответственности, честности, демократичности, дружелюбия. Воспитываясь в семье, где в основе отношений лежит уважение и любовь, такие дети выходят во взрослый мир открытыми, искренними, способными  дарить любовь  другим  людям.

Демократические методы воспитания детей приобретают исключительно важное значение, если в семье  растёт гиперактивный ребёнок.

Выводы

Несмотря на простоту и привычность старых, авторитарных методов воспитания детей, демократические перемены в обществе требуют новых подходов в вопросах воспитания.  Демократические  методы  воспитания детей наиболее полно соответствуют принципам, декларируемым  в  обществах  с развитой демократией,  и  за  ними, несомненно, будущее. Однако, правильное воспитание ребёнка  –  такое воспитание, которое основано  не  на идеалистических  представлениях  о  мире, а учитывает все  его  реалии.   К сожалению, они таковы, что  ребёнку,  воспитанному в любви и на демократических принципах,  необходимо также объяснить – в повседневной жизни пока ещё много случаев, когда принуждение является единственно возможным средством для  достижения  поставленной цели.

Тематическая литература:

1. Кэтрин  Кволс . Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания. -  Санкт-Петербург, Издательская группа «Весь», 2006. – 272 с. (Семейная библиотека: здоровье и психология).

2. Воспитание без наказаний и крика. Как бороться с непослушанием  мирными  способами. Джерри  Викофф, Барбара Юнелл; пер. с англ. Т. И. Попова. – Минск, «Попурри», 2007. – 272 с.

(0 голосов)
0 5 0


dolotin

Первый комментарий (от 25.04.2011 14:21) был адресован, по-видимому, мне, но - прошу заметить - писал его не я.

13 июля в 07:07

Владимир Долотин

Занимательная статья!

25 апреля в 01:04