Дети – народ весьма разнообразный. Даже, может быть, разнообразнее, чем мы, взрослые. Мы чем-то схожи между собой. Нас «уравнивают» в наших отношениях с миром традиции, обычаи, мораль, этикет, менталитет (модное словечко!) той среды, в которой мы живем.


А у ребенка на первом месте так называемое ядро личности. Оно еще не обросло социальными наслоениями. Что это за ядро такое? Попросту говоря, это то, с чем он родился. Его темперамент, его способности, особенности его психики. Да, воспитание, конечно, тоже формирует личность с первых лет – нет, месяцев! – жизни. Но в том-то и дело, что к разным детям с одной меркой не подойдешь. Их и воспитывать-то приходится по-разному. Универсальных рецептов нет.
Но есть некий универсальный принцип воспитания, который годится для всех без исключения детей. Не просто годится, а настоятельно рекомендуется! Имя ему – режим дня. И если мы говорим, что воспитание должно начинаться с рождения, то в первую очередь имеется в виду именно совет сызмальства приучать ребенка к режиму. К режиму питания, к режиму сна.
Зачем же, спрашивают иные любящие родители, с первых дней ограничивать свободу малыша? Пусть хоть в начале жизни поживет так, как ему хочется! Потом начнется: детский сад, школа, работа… Успеет еще намаяться… Зачем он нужен, этот режим?
А нужен он по многим причинам. У режима дня разные «профессии и должности».
РЕЖИМ – ВРАЧ
Человек – это, конечно, личность. Но не будем забывать, что человек – это еще и организм. А организм – сложнейшая система механических, биохимических, кибернетических (и так далее) устройств. Сложнейшая машина, все узлы и детали которой работают (должны работать!) в четком ритме. Мудрые китайцы еще в древности придумали, что существуют так называемые каналы активности разных органов, и для каждого органа определили часы, когда он наиболее активен.
Можно верить или не верить древневосточной философии и медицине, но в существовании биоритмов и биоциклов вряд ли кто-то станет сомневаться. Ведь ночью нам всё-таки обычно хочется спать, а через некоторое время после сна – подкрепиться. Да и днем, во время бодрствования – почти каждый человек может сказать о себе, когда он наиболее активен. Одним лучше работается утром, другим вечером. Значит, есть-таки они, эти биоритмы и биоциклы. И спорить с организмом не нужно. Надо ему помогать. Иначе начнутся сбои. Те, кому довелось преодолеть на самолете несколько часовых поясов, знает, как трудно приспосабливаться организму к новому времени. Но это вынужденно, никуда не денешься. А зачем добровольно-то разлаживать и расшатывать наши совершенные, но крайне ранимые устройства?


РЕЖИМ – ВОСПИТАТЕЛЬ
Да, человек – это организм. Но и личность! Кто скажет, что важнее? Всё важнее. Приучая ребенка к режиму дня, мы приучаем его к порядку и дисциплине. Истина, казалось бы, азбучная,– но нет, увы. Как часто сердобольная мама решает: «Выходной день, в садик не нужно, пусть поваляется в постели!» Или разрешает отложить обед, потому что малыш с самого утра «кусочничает». Может, это и не испортит ребенка. И совсем не факт, что он непременно вырастет неуправляемым, капризным, неорганизованным и безответственным. Но шанс вырастить именно такое чадо у непоследовательных родителей куда больше…
РЕЖИМ – ДРУГ
Может быть, гораздо позже, став взрослым, ваш ребенок осознает, как он благодарен вам за то, что вы приучили его к режиму. Поверьте, человеку дисциплинированному жить, по большому счету, легче. Ему будет легче вставать по утрам и включаться в дневной ритм. Ему будет легче планировать свой день. Ему легче будет всё успевать. Он будет собраннее и обязательнее – дисциплина! Он, наконец, будет здоровее. Разве это не стоит того, чтобы с детства привить ребенку привычку к организованности и порядку?
 

(0 голосов)