Принципы обучения зависят от целей, которые ставит перед собой воспитатель. Можно заниматься развитием творческих способностей, развитием "энциклопедических знаний" ребенка, научить его читать в два года, но куда важнее максимально открыть ребенку окружающий мир, создать оптимальные  условия для его развития.

Вместе с ребенком рождаются и родители. Следует помнить, что нет единого рецепта, как стать хорошей матерью или отцом. Вместе со своим ребенком вы должны пройти этот порою сложный, но невероятно увлекательный путь.

Рассмотрим 10 принципов обучения и развития, которые помогут вам овладеть самой почетной профессией в мире - быть родителями.

1.      Раннее начало

Если вы через месяц после рождения ребенка спросите, когда нужно начинать развитие, то, скорее всего, вам ответят, что вы уже опоздали. С самого рождения ребенку необходимо создать благоприятные условия для развития. Хотя каждая мама, наверняка и так выполняет эти рекомендации. Ведь ежедневное купание, массаж, выкладывание на животик – это уже развитие. Богатая разнообразными стимулами среда, тоже необходимое условие. Не важно, будут ли это развешанные по всему дому буквы, картинки животных или мобили над кроваткой, важно, чтобы ребенок не смотрел весь день на белый потолок.

Борис Павлович Никитин, известный отечественный педагог, отмечает важность окружения ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали его творческую деятельность и способствовали развитию именно того, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Важно добавить, что первый год жизни ребенка – это период формирования, так называемого, базового доверия к миру. Понятие «базовое доверие» было введено психологом Э.Эриксоном и является важнейшим фактором становления личности, отражающим отношение индивида к самому себе и к окружающим. Если с рождения ребенок твердо знает, что мама всегда рядом и всегда готова помочь, он начинает ей доверять. Со временем у ребенка формируется доверие к другим людям, а затем к целому миру.
 

2.      Интерес – лучший стимул

Вызвать интерес, а не заставлять что-либо делать – вот что должно стать девизом всех родителей! Наверняка среди вас или ваших знакомых найдутся люди, у которых напрочь отсутствует желание заниматься музыкой, только потому, что в детстве их часами заставляли разучивать гаммы. Интерес – это подготовка ребенка к обучению. Если вы хотите научить ребенка читать, писать, рисовать – заинтересуйте его в этом! Расскажите сказку о веселых буквах, покажите, как с помощью букв рождаются слова, обеспечьте его достаточным количеством бумаги, красок, карандашей.
 

3.      Интерес ребенка необходимо подкреплять

Ребенок любопытен по своей природе. Его внимание не может задерживаться на одном предмете. Обилие игрушек не только не спасает положения, но и усугубляет его. Ребенок берется то за одно, то за другое, а в итоге ни чем так и не увлекается. Важно, чтобы родители помогли малышу развить его только что возникший интерес или мягко заинтересовали его чем-либо. Используйте так называемый «механизм заражения». Если взрослый увлеченно складывает кубики, читает книгу или рисует, то и малыш непременно захочет сделать то же самое. А если вы при этом сумеете создать искусственный дефицит, не позволяя некоторое время играть с предметом, вызвавшим интерес, то успех вам обеспечен.

4.      Останавливайтесь прежде, чем ребенок захочет этого сам

Этот принцип предложил Глен Доман. Позвольте ребенку чуть-чуть не доиграть, обещая в следующий раз поиграть подольше. Тем самым вы поддерживаете интерес ребенка и не допускаете скуки – главного врага любого начинания.

5.      Повторение и еще раз повторение

Сколько раз подряд ваш ребенок может слушать одно и то же: любимую сказку, любимую мелодию? Порой кажется, что бесконечно!

Повторение очень важно для формирования связей в головном мозге. Вот что пишет об этом японский исследователь детства Масару Ибука: «Любопытство рождает интерес, который в свою очередь воспитывает волю, столь необходимую для взросления. Воля к действию не появляется на пустом месте. Воля стимулируется интересом и в свою очередь побуждает человека к дальнейшему развитию». Ребенку интересно разглядывать картинки, он узнает ее героев. Впоследствии, у него возникает желание научиться читать.

6.      Распорядок дня

Правильный режим – залог здоровья, основа всей жизни ребенка. Распорядок дня – это гарантия стабильности мира. Если малыш твердо знает, что после еды пойдет  гулять, после сна будет играть, то он меньше капризничает, активен во время бодрствования, спокойно засыпает. Все повторяющееся для ребенка – жизнь. Возможно, поэтому дети так любят рекламу. Регулярный распорядок дня позволяет выработать у ребенка абстрактное чувство времени. Сам этот распорядок заменяет ребенку часы.

7.      Детское воображение развивает творческие способности

            Все мы родом из детства. Детские фантазии на самом деле являются зародышами творчества. Поощряйте любые творческие начинания вашего ребенка. Приобретите различные наборы для творчества, позвольте ребенку проявить себя в различных сферах и выбрать наиболее близкую ему. Чаще играйте в игры, развивающие воображение: догадайся, что нарисовано, дорисуй картинку; придумай продолжение рассказа, задавайте ребенку вопросы (почему трава зеленая, например).

8.      Нет сравнениям!

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими.  Каждому свое. Тем более не ставьте в пример ребенку других детей: посмотри какой  Вася чистый – он хороший мальчик, а ты – испачкался (значит плохой). Поступать так – значит нанести психике ребенка огромный ущерб!   Если вам нужно наругать ребенка, объясните, что он поступил плохо. Плох поступок, а не сам малыш.

9.      Здравый смысл

Умеренность – вот ваш девиз. Не стоит загружать ребенка специфическим видом деятельности (например, игрой на музыкальном инструменте) или заставлять его с утра до ночи собирать паззлы. Важно разнообразие. Помните, что от того, что вы заложите в детстве, будут зависеть и успехи уже взрослого человека. Позвольте ребенку попробовать себя в различных сферах. 

10.  Любите!

Никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя говорить ребенку, что вы перестанете его любить. Потеря материнской любви – это самая большая трагедия в жизни маленького человека, это крушение всего, на чем покоится его мир. Психика ребенка не в силах с этим справиться, поэтому душевная боль может засесть, глубоко в подсознании и принести много проблем во взрослой жизни.

Любите своих детей истинной любовью! Любить – это значит априори признавать, что ваш ребенок хороший, он такой, какой есть, вы любите и принимаете его! Говорите об этом и вспоминайте об этом почаще!

Литература:

  1. Глен Доман. Гармоничное развитие ребенка - М. 1996.
  2. Масару Ибука. После трех уже поздно - М.: РУССЛИТ, 1991.
  3. Эриксон Э. Г. Детство и общество - СПб.: Летний сад, 2000.