Как гордится каждая мама первым лепетом своего грудничка! Первыми членораздельными звуками! Первыми «ба-ба-ба» и «да-да-да»! Как вся семья ищет в них смысл и спорит до хрипоты, что это значит – баба, дядя или дай… Но вот проходит первый год жизни вашего чада, второй подходит к концу. А словарный запас ребенка не меняется. Вместо понятных слов – новые вариации звуков и слогов. Мы бежим к педиатру, неврологу, психологу и еще бог знает к кому. Одни выписывают лекарства, стимулирующие развитие мозга, другие советуют оберегать от стрессов, третьи машут руками и снисходительно говорят, что вы, мол, хотите, вот подождите до трех лет. Но чутье вам подсказывает – надо действовать.
Начнем с того, что действовать нужно было с самого начала. Развитие речи у детей – это процесс комплексный. Артикуляция сама по себе не имеет отдельного значения для того, чтобы ребенок научился говорить. Есть, конечно, исключения – короткая уздечка, неправильный прикус и, соответственно, шепелявость, но ими занимаются уже профессиональные логопеды или даже стоматологи.
Не ленитесь разговаривать с 2-х месячным ребенком, это благоприятно сказывается и на последующем умении воспринимать общение, и на способности делиться своими эмоциями.
А в полгода уже начинается накопление пассивного словаря. Ведь «птичий» язык двухлетнего ребенка – это не что иное, как неумение подобрать нужные слова для выражения своих мыслей. И не думайте, что если через неделю ваш годовалый карапуз не научился показывать глазки у медвежонка и зайчика, то он не усвоил, где они находятся. Дети усваивают намного больше, чем мы это замечаем, просто дело в том, что еще не сформирована связь между координацией движений и речью. Вот попал в поле зрения ребенка мяч, ребенок тут же хватает его руками. А если мы просим взять мяч, лежащий среди других игрушек, то большая вероятность того, что ваша просьба будет проигнорирована. Это происходит из-за неумения сосредоточиться и сфокусировать внимание по просьбе родителя. А мы начинаем переживать - мой ребенок никак не выучит, что такое мяч! И опускаем руки, мол, не дорос еще до разговоров с ним, поговорим попозже, через месяц-другой. И в этом главная начальная ошибка. Нет стимуляции к общению – нет общения. Повторяйте каждое свое действие. Даже если вы умываете дитя 10 раз в день, то ровно столько же раз сообщайте ему – мы умываемся: щечки, носик, глазки, ротик. Не нужно добавлять, что все действия сопровождаются спокойным голосом, веселыми стишками и неторопливостью.
И тогда ваши труды не пропадут даром. Не успеете оглянуться, как рядом с вами окажется интересный и забавный собеседник!
Как же стимулировать развитие речи? Есть несколько нехитрых способов.
 
  1. Повторение- мать учения. Называйте все, что делаете, все предметы дома, все явления на улице, предупреждайте, что сейчас придет папа, бабушка или гости. И, поверьте, результаты скоро дадут о себе знать.
  2. Повторение за ребенком. Вам кажется нудным и бесконечным лопотание «ду-ду-ду-ду»? А попробуйте хором! И тут же увидите, как весело это покажется вашему ребенку. И тут вдруг увлеченно затейте новую «песню» - «до-до-до». Повторяет? Продолжайте в том же духе, перебирая все гласные. Это прекрасная тренировка не только речевого аппарата, но и развивающая игра.
  3. Развитие речи тесно связано с мелкой моторикой. Кончики пальцев и умение управлять своими движениями напрямую связаны с участками мозга, отвечающими за развитие речи. Конечно, шнурки завязывать еще рановато. Давайте для игры совершенно разные предметы – круглые, шершавые, ребристые, мягкие, липкие, шуршащие, гладкие и т.д. Чем разнообразнее, тем лучше. Не секрет, что многие дети предпочитают играть не дорогущими развивающими ковриками и играми, а обычными баночками с крышечками, ложками, коробочками, лоскутками и фантиками. Огромной популярностью пользуются разноцветные пуговицы, нанизанные на нитку, которые можно перебирать наподобие четок. Предоставьте ребенку выбор!
  4. После года старайтесь избегать языка жестов. Попробуйте не реагировать на протянутую руку или тычущий палец, и, отдавая ребенку вещь, говорите – скажи «дай». Постепенно усложняйте вариант – «Скажи, мама, дай грушу». Можно выучить слова «пожалуйста» и «спасибо».
  5. Активный интерес пробуждают звуки животных и подражание им - «му-му», «ав-ав», «ква-ква» и т.д. Попутно вы выучите многих животных, рассматривая картинки в книжках.
  6. Общайтесь с «говорящими» сверстниками или иногда с разговорчивыми детьми постарше. Желание подражать пересилит все неудачи.
  7. Пойте песни! Даже если у вас нет слуха и голоса. Применяйте хитрый прием – вдруг «путайте» некоторые слова и после небольшой паузы редкий ребенок удержится, чтобы не исправить вас! Например, «добрый доктор Айболит, он под деревом… лежит (идет, стоит, поет)»
  8. Ритмичные, легко запоминающиеся стихи – это не только развлечение, но и обучение. Стихи можно читать по 10 раз и каждый раз ребенок их слушает как первый. Делайте вид, что забыли некоторые фразы в самом интересном месте, или продолжение и окончание – и вы их услышите.
  9. Не игнорируйте попытки ребенка что-то вам рассказать. Старайтесь слушать внимательно, глядя в глаза. Можно удивляться, переспрашивать, поражаться «как? Покажи-ка» и вообще делать крайне заинтересованный вид. И вы обнаружите желание вашего ребенка рассказать вам все, что он видит и слышит. Особенно полезно, придя с прогулки, рассказать кому-нибудь из домашних, что произошло. Например, папе. Что там выпал снег, он холодный, белый, можно брать его ручкой и Ваня брал его ручкой и т.д. Или как кормили птичек, упали в лужу, катались с горки, дружили с девочкой Аней и т.д. Папа должен без конца поддакивать и удивленно переспрашивать.
  10. Старайтесь не окружать игровое пространство годовалого малыша электронными игрушками, потому что ребенок становится пассивным наблюдателем за игрой, а не активным участником. Исключаются фантазия, все действия (кроме нажатия кнопки или рычажка), и ребенок привыкает, что ни процесс, ни результат игры, от него не зависят. Играйте мячами, машинками, кубиками, пирамидками, матрешками, а яркие сияющие изобретения оставьте на потом.

Попробуйте пользоваться этими нехитрыми приемами, и тогда вы будете сами раздавать направо и налево советы, как научить ребенка говорить!


(3 голосов)
3.6666666666667 5 3

Юлия С

Здравствуйте, моему ребёнку 3 года,очень плохо говорит,точнее говорит без конца,но на языке не известном мне(((искажение слов. Чем можно помочь? Спасибо

4 декабря в 05:12

ковальчук Елена

Моей дочери 3.5 года по отдельности слова говорит более менее нормально, а предложения не внятно, всё понимает с маторикой тоже всё отлично .

10 августа в 12:08

ольга

У меня двое деток.старшая доченька в пол годика болтала, а в 2 года разговаривала предложениями. Сыночку 7 месяцев сейчас, а он только слюни пускает и ничего не говорит. У всех разное развитие. И знаю как нужно заниматься и статьи всякие читаю. Надеюсь все будет хорошо.

5 мая в 06:05

мария.

не могу научить близнецов 3.5 лет разговаривать-не хотят повторять за мной.за мультиками и другими детьми всё пытаются повторить.

12 января в 03:01

юлия

ето все ерунда все дети разные толком никаких советов, а хотелось услышать как учить говорить и моторика есть и на телефоне все играет, а не хочет говорить

3 октября в 11:10

валентина

Доченьке был годик,пошли на дежурный осмотр в поликлинику.Плохо разгибается пальчик на ручке-послали там к невропатологу.Я оттуда вышла,чуть не плакала-почему не говорит,почему сама не ходит(за ручку и за опоры передвигается замечательно)плюс почему нервная и капризничает(у малышки насморк и спать сильно хотела).Короче дали направление в больницу на обследование.У одних знакомых девочка в 8 месяцев не сидит ,удругих в 11месяцев говорит прилично и бегает вовсю.Детки развиваются очень индивидуально.Но следить за этим нало обязательно,чтоб не было отклонений.

22 апреля в 10:04

гость

спасибо большое

2 апреля в 06:04

юля

спасибо большое

26 марта в 04:03

Ходячий_Смайлик

О.О Обязательно попробую!моему 2 года, а говорит только "мамма", "гу" и "дай(иногда "отда!" Похоже на "отдай!")

14 декабря в 06:12

Аня

Спасибо !

16 ноября в 11:11

206

кирюха пельтик 1годик

28 апреля в 02:04

Виктория

статья познавательная, но только для здоровых деток (без невролгии) моему сыну 2,5 - все понимает, делает все что попросишь, мелкая моторика развита на 5+, но разговаривать не хочет, только мама, папа и най(дай и на в одном). родовая травма головы. врачи уверяли, что все будет хорошо. к каждому ребенку свой подход. мамочки, следите за развитием своих деток сами, нашим врачам на 100% доверять нельзя.

21 марта в 04:03

наталия

с рождения с сыном балакаю не переставая... все знает, все понимает, нам уже 1,6. Но вот говорить - ни в какую.... ни дай, ни пить, мама да папа и баба... и все!!! ну правда иногда говорит как киса, и собачка и лошадка .... а так больше ничего. И что, не ленится по вашему?? Кому-то помогают эти приемы, кому-то нет, тут как карта ляжет.

20 июля в 03:07

Светлана

попробую обязательно!

30 марта в 07:03

Lissa

Спасибо, буду пробовать

27 августа в 10:08

cherry10

хорошая статья!

9 июля в 11:07