В данной статье речь пойдёт не столько о левшах, сколько о людях, у которых ведущей является левая рука, то есть о леворуких. Вполне вероятно, что по всем остальным параметрам их можно отнести к правшам.
Споры о том, переучивать ли левшу или нет, ведутся постоянно. Каких только доводов не приводили противоборствующие стороны! Единственное, в чём они сходились – в том, что конечная цель у них была одна: сделать комфортным для левшей пребывание в «правом» мире.
Подобного рода споры привели, с одной стороны, к появлению некоторого количества мифов (возможно, правдивых, но официально не подтверждённых) и опровергающих друг друга категорических заявлений. С другой стороны, результатом дебатов явились несколько полученных компромиссов, которые чаще всего и воспринимаются родителями маленьких левшей как руководство к действиям.

1. Немножко о мифах

В основном мифы касаются проблем, вероятно возникающих у переученных левшей, как психических, так и физических. Проверить, насколько всё описанное здесь правда, довольно трудно уже хотя бы по той причине, что, вторгаясь в биологический мир малыша и перекраивая его на иной манер, Вы лишаете себя возможности наблюдать его естественное развитие. Таким образом, становится непонятным: являются ли отклонения следствием переучивания, либо они были заложены изначально и переучивание никак не повлияло на физическое и психическое состояние ребёнка.
Итак, с какими проблемами Вы рискуете столкнуться при переучивании маленького левши? Ваш малыш может «обогатиться» самыми разнообразными признаками невроза, среди которых ухудшение зрения, боли в животе, энурез, нарушения сна, нарушения аппетита, головные боли, аллергические реакции различного проявления, вялость, заикание, укачивание и т.д. Эти нарушения могут проявиться как поодиночке, так и в комплексе. Кроме того, переучивание чревато тем, что Ваш ребёнок будет плохо учиться в школе, как следствие – в институте, у него будут проблемы с работой.
Ещё раз подчеркнём, что все эти данные проверить экспериментальным путём нельзя. Подобного рода отклонения встречаются и у левшей, и у правшей, и у переученных левшей. Что было бы, если бы не переучили? Если бы переучили? Мы не знаем и можем только догадываться.

2. Категорические заявления

Их всего три. Авторами первого являются, как легко догадаться, сторонники теории о невозможности переучивания левшей. Оно звучит примерно следующим образом:
«на вопрос переучивать левшу или нет, ответ однозначный: нет, т.к. переучивание это не просто перекладывание ложки или карандаша в другую руку, это изменение работы полушарий головного мозга».
Что касается второго заявления, то в большинстве своём его пропагандируют именно переученные левши. Существуют две стандартные формулировки. Первая – о том, что левшей переучивать можно. Другая, несколько более жёсткая – левшей переучивать нужно.
Последний лозунг принадлежит партии, которая появляется во время любых споров. По сути своей – это те, кому просто всё равно. И они настаивают на полной нелепости дебатов подобного рода. По их мнению, вопрос, переучивать ли левшу, просто придуман. Кратко их позицию можно выразить следующим образом: решайте сами. По их мнению, не стоит выносить на обсуждение данную тему, она предназначена для исключительно внутрисемейного решения. Если задуматься, то не так уж они и неправы.

3. Поговорим о компромиссах

Понимая, что споры могут продолжаться до бесконечности, а решение принимать всё-таки надо, противоборствующие стороны пришли к промежуточному компромиссу. Он позволяет немного прояснить ситуацию.
Согласно ему, ответ на вопрос, переучивать ли левшу, кроется в самой природе леворукости. Условно левшей разделили на четыре группы. Пока нет точных доказательств, что подобное деление действительно может иметь место.
К первой группе относят левшей, унаследовавших данную особенность. Часть учёных считает, что леворукость может передаваться через поколения. Ведь наверняка любой человек может найти левшу среди дальних родственников. Вполне вероятно, что существует загадочный «ген леворукости», благодаря которому и осуществляются подобные проявления наследственности.
Вторая группа – это так называемые «компенсаторные левши». Здесь находит отражение способность нашего организма к попытке приспособиться к изменившимся условиям. Известно, что у правшей лучше развито левое полушарие мозга. А что делать, если оно по каким-то причинам травмировано ещё на внутриутробной стадии? Очевидно, что при этом начинает развиваться правое полушарие, вследствие чего и появляется маленький левша.
Предположим, Вы получили травму правой руки. У Вас есть выбор: или пытаться действовать левой рукой, или же превращаться в абсолютно беспомощного человека. В большинстве случаев выбирается первый вариант. Взрослый человек в той или иной степени осваивает владение левой рукой, но затем происходит либо возвращение к праворукости, либо же остаётся способность к владению обеими конечностями. По-другому идёт развитие, если травма получена в совсем ещё юном возрасте, когда малыш только познаёт мир. Поскольку он ещё не в полной степени научился владеть правой рукой, то и возвращаться ему после восстановления будет не к чему. В период временного бездействия правой руки он осваивает действия левой и становится леворуким. Такого рода левши составляют третью группу.
И последний вариант – самый спорный. «Подражательные левши» - дети, выросшие в семье левшей. Даже если они изначально были предрасположены к праворукости, то, в результате наблюдения действий исключительно левшей, они и сами превращаются в леворуких. Почему самый спорный? Потому что не очень понятна обратная ситуация: левша, вросший в семье правшей, в правшу не превращается.
В первом и втором случае переучивание левши строго запрещено. Мотивацией служит первый пункт данной статьи. Для третьей группы ответ неоднозначный. Всё зависит от возраста, в котором малыш получил травму, степени его владения правой рукой и длительности её временного бездействия. От возраста же зависит также, стоит ли переучивать подражательных левшей. Если Ваш малыш уже умеет писать, ходит в школу и комфортно себя чувствует, то переучивать не стоит. Если же он ещё совсем маленький, то можно попытаться вернуть его на путь естественного развития.

4. Вместо заключения

Бесконечные споры, скорее всего, так и останутся бесконечными. Ведь только родители могут решить, что будет лучше для их ребёнка. Человеческий организм индивидуален. Если Ваш малыш от природы обладает крепкой психикой, устойчиво развивается, здоровый и открытый миру, то при желании Вы вполне можете попробовать его переучить. Если Ваши действия будут аккуратными и понятными для ребёнка, если Вам с ним будет интересно и хорошо, то вряд ли Вы получите отрицательный результат. Ведь очень много переученных левшей лишь недоуменно пожимают плечами, когда им показывают список из пункта один. Если же у Вашего малыша с рождения слабое здоровье, проблемы (пусть и малозаметные) с психическим и эмоциональным развитием, то не только переучивание, но и многие другие попытки воздействовать на него. В таком случае лучше обратить все усилия на то, чтобы укрепить его здоровье и психику, чем ещё сильнее травмировать.

Список рекомендуемой литературы:

1. Шелопухо Ольга «Программа развития и обучения дошкольника: Если ребенок левша: Для детей 4-6 лет Серия: Программа развития и обучения дошкольника»
2. Дубнова С.Ф., Паншина И.А. Пропись для левшей
3. Азбука. Обучающая пропись-раскраска
(0 голосов)
0 5 0

Маша

"левша, вросший в семье правшей, в правшу не превращается" - это как это??? Таких "подражательных правшей" очень много! Безруких об этом говорит. Я тому пример! Но природа своё всё равно взяла - теперь я пишу обеими руками, почерк правой руки исправился только, когда стала писать и левой. Совет родителям: если ребёнок особой склонности только к одной стороне не проявляет, скажите ему, что писать можно не только той рукой, какой пишут окружающие его взрослые, пусть попробует учиться писать обеими. Руку потом сам правильно выберет

9 ноября в 01:11

Иванов Иван Иванович (ivanov-cuper)

Статья поднимает важный вопрос. У меня в семье одна дочь родилась левшой. Это было удивительно, ведь все вокруг были правшами. Но она упорно не хотела кушать правой рукой, обливалась, пачкалась. Воспитатели в детсаду сумели приучить её есть правой рукой (сколько было слёз и мук!) Но вот школа поставила всё на свои места. Она рыдала перед тем, как сесть за уроки: "У меня ничего не получится!" Но стоило нам уйти в другую комнату, как она начинала сама потихоньку справляться с заданиями (естественно, взяв ручку в левую руку). И мы оставили её в покое. Интересно то, что потом, пройдя некоторые тесты, мы выяснили, что я сам являюсь переученным левшой! Копая огород, я пользуюсь левой ногой, спрыгиваю с велосипеда на левую ногу, гребу во время плавания на лодке, сильнее левым веслом. Этому же меня не учили в детстве))) А внук подтвердил гипотезы "генности" или наследственности левшизма: игрушки он брал в глубоком детстве исключительно левой рукой, даже если это было чрезвычайно неудобно. Так что, статья ещё больше подтвердила мнение о том, что природу не стоит обманывать, если что-то сделано ею, значит, в этом есть смысл. Какой - нам пока трудно в этом разобраться.

25 апреля в 02:04

Валент

Статья не понравилась, ни о чем, сразу видно писал праворукий человек так как я ничего кроме общего для себя не нашла

18 февраля в 04:02

женя

я левша и цезари тож

13 апреля в 03:04