Одним из самых сложных умений для левши (причём любого возраста) является способность ориентирования в пространстве. Такие задачи, как закрыть правый глаз, поднять левую руку или посмотреть направо зачастую приводят в затруднение даже правшу. А для левши, который, по сути, живёт в мире зеркал и отражений, и вовсе становятся если не непосильными, то довольно трудновыполнимыми. Поэтому очень важно вовремя начать знакомство маленького левши с окружающим миром.
Как начинают прививать понятие «право-лево» правше? В первую очередь выбирают ориентир, с помощью которого будет осуществляться обучение. Как правило, таким ориентиром становится ведущая рука. К сожалению, в случае с левшой такой способ неприемлем, потому что в основном левши часть работы осуществляют правой рукой, часть – левой, а часть – обеими. Так, например, малыш может рисовать левой, здороваться правой, а во время еды одинаково ловко управляться как правой, так и левой ручкой.
Чем же тогда помочь маленькому левше? Был придуман альтернативный способ, несколько менее эффективный, но тоже действенный. На левую или правую часть тела малыша наносят метку. Например, можно нарисовать на левой ручке флажок или бабочку. А ещё лучше – завязать ленточку. С помощью этих нехитрых действий Вы привлечёте внимание ребёнка к тому, что между его ручками есть какое-то различие. Сложным для восприятия окажется то, что различие легко устраняется – ленточку можно развязать, а картинку смыть. Но если Вы проявите терпение, то со временем малыш сможет различать правую и левую руки. После этого, наверное, самого длительного и сложного этапа, всё станет проще и интереснее.

Дальнейшее обучение может проходить:

  1. С помощью физкультурных упражнений. Возьмите за правило совершать вместе с ребёнком утреннюю зарядку – весёлую, несложную, а главное – интересную. Просто шевелить руками и ногами скучно не только детям, но и взрослым. Например, потянитесь с малышом к Солнышку. Не получилось достать двумя ручками? Пусть ребёнок попробует правой. А вдруг получится левой? А какую ручку нужно поднять, чтобы дотронуться то мамы? Куда повернуться? Со временем эти же упражнения помогут Вам научить ребёнка решать самую трудную задачу – точно повторять движения человека, стоящего напротив.
  2. С помощью игр. Игровая форма – самая доступная для малыша. Здесь может быть неограниченное число вариаций. Например, в один прекрасный день Ваша квартира может превратиться в пещеру с сокровищами, путь к которым укажет карта (желательно, большая и доступная пониманию малыша). С Вашей помощью ребёнок отправится на поиски клада, который его ждёт. Осталось только пройти три шага вперёд, повернуть направо, зайти в кухню, увидеть слева шкаф, забрать с правой полки шкатулку и… Хотя Ваш маршрут может быть гораздо длиннее и интереснее. Такие игры могут сопровождать малыша всегда. Где с утра стоит его зубная щётка? Справа? А если переставить? Где висит полотенце? И ведь наверняка Ваш малыш не откажется помочь маме приготовить обед, подав ей стоящую на правой полке пачку макарон или висящий слева половник.
  3. С помощь стихов и песен. Герои сказок, стихов и рассказов могут помочь Вашему ребёнку легче освоить понятие «лево-право». Для этого достаточно повторять их действия, разыгрывать маленькие сценки. Вспомните ёжика «с дырочкой в правом боку». В правом – это в каком? А витязь, стоявший на распутье, куда он должен был пойти, чтобы найти смерть? А счастье? Особенное внимание обращайте на иллюстрации. То, о чём не говорится в тексте, может быть изображено на картинке.
  4. С помощью творчества и импровизации. Пока Ваш ребёнок ещё совсем маленький, Вы можете использовать практически любую ситуацию, любой момент для его обучения. Главное – заинтересовать его в этом. Пусть малыш получает удовольствие от происходящего, тогда ему гораздо легче будет научиться ориентироваться в пространстве.

К сожалению, перечисленные выше способы подходят только маленьким детям. А что делать, если Ваш ребёнок уже ученик средних (а то и старших) классов, но по-прежнему не может определить, где лево, а где – право? Вместе с ним подберите подходящую ассоциацию. Например, кто-то запоминает, что лево – это там, где сердце. Американцы же заметили, что с помощью большого и указательного пальцев левой руки можно изобразить букву «L» (вспомните английское слово «Left» – лево), а с помощью правой руки – нельзя. С помощью подобранной ассоциации человек сможет ориентироваться в пространстве, хотя и не так быстро, как остальные.
 

Список рекомендуемой литературы:

1. Ольга Шелопухо Программа развития и обучения дошкольника. Где право? Где лево? Учимся ориентироваться в пространстве. Для детей 4-6 лет
2. М.А. Семёнова Левое и правое. Ориентировка на плоскости и в пространстве. Точка зрения
3. Левый - правый! Книжка с магнитами

ЛЕВША

Да действительно я плохо ориентируюсь в пространцтве в городе хотя мне 18лет

12 апреля в 10:04