Ваш ребёнок ещё ходит в детский сад, но вы уже с нетерпением ждёте, когда он пойдёт в школу. Одни ждут этого события с радостью – не нужно больше по утрам отводить в детский сад и забирать вечером. Другие относятся к нему с опаской – как он будет ходить туда сам, как подружится с одноклассниками, как будет учиться? Как же помочь ребёнку сгладить переход из детского сада в школу, сделать его менее болезненным?
 
В общем, как и всё в воспитании, начинать нужно издалека. Что же входит в подготовку к школе? Подготовка к школе – это, прежде всего, развитие определённых знаний, умений и навыков. Некоторые из них приобретаются сами собой в процессе пребывания в детском саду, некоторые нужно осваивать дополнительно. Давайте рассмотрим их подробно.
Если раньше вы отводили ребёнка в детский сад к семи-восьми утра, где его встречал воспитатель, а затем со спокойной душой отправлялись на работу, то теперь он будет ходить в школу к восьми тридцати, и до звонка на первый урок оставаться один. Что бы в этот период с ребёнком ничего не случилось, необходимо внушить ему основы правильного поведения. Если вы станете ежедневно по несколько раз объяснять, что улицу нужно переходить на пешеходном переходе, то вряд ли вы добьётесь желаемого результата. Точнее, ваш ребёнок на вопрос о том , где нужно переходить улицу, без запинки будет отвечать, что переходить улицу нужно на пешеходном переходе, но ходить при этом будет, где попало. Что же делать? Начинайте лет с пяти, когда ребёнок уже подрос и сознательно относится ко многим вещам. Выберите школу. Ну если жизнь складывается так, что на данный момент это невозможно (планируется переезд, не определено окончательно место жительства, да мало ли ещё что), то подойдет любая, находящаяся в вашем микрорайоне. Отправляясь гулять с ребёнком, просите его одеться самого, мягко исправляя его ошибки, объясняя, почему нужно так, а не иначе. Постепенно он научится хорошо одеваться сам. Выходя из дома, просите ребёнка закрыть входную дверь на ключ. Если он не дотягивается до замочной скважины, поднимите его. Главное, что бы этот момент прочно вошёл в его сознание: вышел за дверь – закрой её на ключ. Вообще, если у вас постоянное место жительства, то лучше установить замок на уровне зрения ребёнка, чтобы он мог свободно им пользоваться. Собираясь куда-нибудь, просите малыша собрать свои вещи, проверить, ничего ли не забыли. Во-первых, он в это время не будет мешать вам, приставая с расспросами, во-вторых, будет учиться внимательно складывать всё, что надо, а в-третьих, почувствует свою значимость, что так необходимо детям. Ведь если у ребёнка не развивать чувство собственной значимости, то он останется «вечным ребёнком», то есть он будет знать только то, что он маленький и все должны о нём заботиться. А это состояние может сохраняться на долгие годы.
По дороге ваш ребёнок и в коем случае не должен общаться с посторонними людьми. Это самое первое правило безопасности жизнедеятельности. Как его этому научить? Подавать только положительный пример. На прогулке старайтесь больше общаться с ребёнком, а не с встреченными людьми. На вопросы посторонних людей отвечайте быстро и четко, не вступайте с ними в долгие рассуждения, хотя бы в присутствии ребёнка. Он должен чётко усвоить, что останавливаться и разговаривать с посторонними людьми нельзя.
И так, вы выбрали школу. Теперь начинайте около неё гулять. Отправляясь на прогулку, объясняйте, куда идёте. Вообще, дошкольники любят гулять около школы. Но ваша цель не удовольствие ребёнка, точнее, не только оно. Ваша цель научить его туда безопасно добираться. Выбирайте самый короткий путь, по возможности, такой, чтобы не приходилось переходить улицу. А вот если такой возможности нет, переходите улицу чётко в установленном месте на соответствующий сигнал светофора по пешеходному переходу, постоянно комментируя свои действия. Постепенно у ребёнка сложится стереотип поведения, и он уже ни под каким предлогом не будет переходить улицу там, где этого делать нельзя.
Возвращаться домой после учебных занятий ребёнок будет примерно в тринадцать часов, ну с учётом продлёнки – в шестнадцать-семнадцать. То есть, некоторое время до прихода родителей с работы ему придётся оставаться дома одному. Позаботьтесь заранее о тех опасностях, которые ждут его дома. Это – «огонь, вода и медные трубы»: электричество, водоснабжение и газ. Научите ребёнка пользоваться всем этим в повседневной жизни, сначала под вашим контролем, а потом и самостоятельно. Известный лозунг «Прячьте спички от детей» не работает, потому что запретный плод всегда сладок. Сколько не прячьте, рано или поздно найдёт. Вот тогда и жди беды. А что бы этого не произошло - газ, вода и электроприборы должны прочно войти в жизнь малыша. Вспомните, как быстро надоедают детям игрушки. То же самое и со всем остальным. Вам важно добиться, чтобы период «игры» с газом и водой прошёл под вашим руководством. А как только исчезнет новизна ощущений, а новые предметы потеряют свою притягательность, вот тут -то и начнётся совершенно нормальное отношение к ним. Ребёнок не будет играть со спичками, а будет использовать их строго по назначению. Ну если уж совеем не доверяете своему отпрыску – купите зажигалку. Что касается бытовых приборов, то дети осваиваются с ними быстрее взрослых. Если ребёнок будет пользоваться ими, с ними ничего не случится, если, конечно, ваш ребёнок, не будущий инженер-конструктор или кто-нибудь ещё в этом роде. Ну уж тогда прячь не прячь, всё рано найдёт время и возможность посмотреть, а как это работает.
Проводя такую работу ежедневно, в системе, вы и не заметите, как ваш ребёнок привыкнет к самостоятельной жизни. Его переход из детского сада в школу будет не только менее болезненным, но и радостным. Он ознаменует собой новый этап в его жизни, даст почувствовать себя взрослым, самостоятельным, ответственным за порядок в квартире в отсутствии родителей. А вам будет спокойнее – и квартира в присмотре и детка делом занята.