Кто такие одаренные дети? Казалось бы – все просто. Они умеют читать раньше, чем ходить, а ходить раньше, чем их сверстники. Приходя в школу они поражают энциклопедическими знаниями. С трех лет учат английский, а с пяти – их график передвижения по различным студиям раннего развития напоминает расписание электрички.
Не торопитесь делать выводы. Часто именно подобные усилия родителей подавляют способности ребенка, а система образования добивает то, что осталось. Нет неталантливых детей. Есть дети, которым не дали развить их способности. Но не лишайте детей детства. А помогите ему раскрыть свой потенциал.
Он уже гениален.
Он – великий лингвист, за год постигающий незнакомый язык со всеми тонкостями грамматики и словообразования. Он – проницательный психолог, улавливающий малейшие изменения вашего настроения. Ни один олимпийский чемпион не сможет столько прыгать, ползать и махать ногами. Каждый день его мозг усваивает и обрабатывает такое количество информации, на которое вам понадобиться месяц.
Ну, уж нет, скажете вы. Я хочу, чтобы мой ребенок был действительно одаренным. Чтобы он был особенным, лучшим, великим. Может быть даже этим, как его – индиго. Подождите, не торопитесь. Давайте по порядку.
Во-первых, никто на самом деле не знает, откуда берутся гении. Ученые ищут особый ген, педагогики особый подход, психологи особые причины. Но ближе всех к истине пока простое утверждение, что это – дар Божий.
Во-вторых, если вы представляете себе одаренного ребенка тихоней в больших очках, прилежно делающим все домашние задания, то вы очень далеки от истины. Они – бунтари, у них часто конфликты с одноклассниками, они плохо и неровно учатся в школе. Далеко не у каждого родителя хватит сил, мудрости и терпения, чтобы справиться с энергией, жаждой нового и изобретательностью маленького Эйнштейна.
В-третьих, что печально, даже те дети, которые самостоятельно в раннем возрасте проявили недюжие способности, щелкали задачи как орешки и занимали везде первые места – вырастают гениальными. Большинство из них абсолютно сравняется со сверстниками и уже никогда не выделиться чем-то сверхъестественным. Зато их амбиции, взлелеянные родными и привычка быть лучшим и получать награду не прилагая усилий, породят социальный и внутренний психологический конфликт.
Ну, и, в-четвертых, одаренные дети – это отдельная статья. Есть специальная педагогика одаренных детей, психология одаренности, которые занимаются проблемами детей с выдающимися способностями. Мы будем говорить об обычных детях. Наших с вами, талантливых, непоседливых, любознательных и таких разных.
Каждый – по своему.
Уже прошли те времена, когда педагогика надеялась сеять «разумное-доброе-вечное» на чистой tabula rasa . Каждый ребенок – это уже потенциал личности. Неповторимой личности. Нельзя на детях ставить эксперименты и восполнять свои несбывшиеся мечты. Если вы всю жизнь мечтали играть на скрипке – совершенно не значит, что ваш ребенок будет в восторге от многочасового пиликанья. Позвольте ему самому выбирать. Дайте ему возможность попробовать себя в различных областях, и он обязательно найдет то, что ему по душе. И не ошибется.

Раньше – не всегда значит лучше.
Не отчаивайтесь, если ваше чадо немного отстает от остальных детей и не желает ходить в девять месяцев , а вместо того, чтобы учить алфавит, играет в песочнице. Всему свое время, и каждый ребенок научится ходить и говорить, и читать и писать, когда будет к этому готов. Маниакальное стремление насильно впихнуть в бедное дитя массу знаний, к которым он не готов, зачастую имеет весьма сомнительный результат.
Как уже было сказано выше, эти дети рано или поздно все равно сравняются со сверстниками и в дальнейшем определяющими факторами станут не рано накопленный склад фактов, а трудолюбие, креативность (творческость) и любознательность.
Дети, которых многому учат в теории, теряют главный дар детства – умению удивляться. Приводят в студию маленькую девочку. Вот краска желтая и красная. Давай смешаем их и посмотрим, что получиться. «А, я знаю, - отмахивается разумное чадо, - будет оранжевый». А ребенок – это практик! Пусть лезет в краски руками, пусть узнает, познает, пробует, делает новое и новое открытие.
Идите впереди.
Не стоит останавливаться на достигнутом. Все, что окружает ребенка, должно вести его за собой, по чуть-чуть тянуть вверх, а не консервировать на уровне телепузиков. Даже если вам кажется, что ваш малипусик еще ничего не понимает – разговаривайте с ним разумно, не сюсюкайте (это прямой путь к логопеду), комментируйте свои действия, рассуждайте вслух. Не отлынивайте от объяснений, не ограждайте от попыток самостоятельных действий, взял ли он впервые ложку или пытается сконструировать вечный двигатель.
Знание – сила. Но талант не в этом.
Многознание умножает скорбь, как заметил царь Соломон, а уж он-то знал, о чем говорил. Даже самый огромный багаж знаний не принесет никакой пользы, если человек не научится им пользоваться. Главная задача педагогов и воспитателей помочь ребенку не растерять своей вездесущей «почемучности» и «что получиться, если сделать так». Гордые своим шестилеткой родители приводят его в школу. Он уже умеет считать и читать, цитирует Брэма и Ожегова, рассказывает длиннющие стихи, но при тестировании не может выполнить ни одного творческого задания. Это будущий зубрилка, но никак не гений. Главный талант человека – это способность (и желание) создавать новое. Главный параметр одаренности – высокая познавательная потребность. Ребенок должен хотеть узнавать и получать от этого радость. А выучить Бальмонта он еще успеет.
Плюшевый мишка против умной книжки.
Все знают про «кризис трех лет», но иногда упускают из виду, что и все остальные «возраста» имеют свои особенности. Есть время читать, и есть время играть. Ребенок развивается не равномерно, а как бы скачками. Есть периоды благополучные для освоения новых знаний, а есть периоды просто необходимые для самопознания и эмоционального развития. Если постоянно направлять энергию ребенка в русло букварей и развивающих игр – ему просто не останется время и сил просто играть. А игра для ребенка очень важна! Это – освоение всех социальных навыков, умение общаться, любить, дружить. Позвольте ребенку быть ребенком!
Дайте простор воображению.
Какими игрушками играет ваш ребенок? Дорогущей железной дорогой, где все так точно и похоже, как в жизни? Поверьте, кубики гораздо эффективней.
Как-то в интервью один известный американский инженер сказал, что в детстве у него совсем не было игрушек, зато в полном распоряжении были папины инструменты, и уже в пять лет он создал свою первую модель автомобиля.
Все родители знают, как ребенку просто не терпиться поиграть с кастрюлями, розетками и отвертками. Ведь он познает мир. Разумеется, в пределах безопасности, дайте ему эту возможность. Пусть собирает конструктор, играет с листиками и веточками, мастерит театр теней, рисует гуашью, пришивает пуговицы, помогает готовить, мыть полы. Не важно, пусть вам кажется это занятие пустяковым, главное – желание трудиться и что-то создавать. А посуду можно за ним и перемыть.
Учите терпению и настойчивости.
Ни один гений не созрел бы, если бы его не культивировали. Как известно талант – это 99% труда. Приучайте своего ребенка ставить цель и доводить дело до конца. Дети часто хватаются за новое, но едва возникает преграда, как они (особенно если что-то другое им дается легко) бросают работу. Не потакайте лени. Многие дети избегают делать работу самостоятельно, но хотят сразу и быстро получить результат и потому просят дать им образец, шаблон, помочь. Несомненно, помощь ребенку нужна, но он должен учиться работать и сам. Дайте ему почувствовать радость победы, добытой упорным трудом. Не воспитывайте сибарита, желающего получать удовольствия, не дав ничего взамен. Библейская мудрость: «кто не работает, тот пусть и не ест» – своей актуальности не теряет.
Будьте примером.
И самое главное – никакие кружки, педагоги, развивающие игры, книги и логопеды не заменят родителей. Как говорят, для того чтобы стать джентльменом, нужно закончить три колледжа: первый – твой дед, второй – твой отец и третий – ты сам. Вы всегда будете для детей главным университетом.
Провели такой эксперимент. Родительниц с детьми приглашали на тестирование. Приходя, их просили подождать в комнате, где было множество игрушек, книг, раскрасок и прочих радостей жизни. На самом деле комната была с огромным зеркалом, с обратной стороны которого находились экспериментаторы и наблюдали за происходившим. По итогам наблюдения родителей условно поделили на три группы: 1) те, кто сажал ребенка рядом с собой и прилежно терпеливо ждал начала опроса (сядь и сиди, а то вдруг что-нибудь сломаешь); 2) те, которые сами начинали листать книжки и изучать игрушки, предоставив ребенка самому себе; 3) и те, которые активно старались вовлечь свое чадо в познавательный процесс (смотри какой паровозик, давай почитаем эту книжку). По итогам тестирования оказалось, что самые развитые дети у родителей из второй! группы.
Играйте с детьми, вовлекайте их в домашнюю работу, берите с собой на прогулки, посещайте вместе какой-нибудь кружок и, что особенно важно, делайте это с удовольствием. Для вашего малыша – вы волшебник, так будьте им!
Знания и навыки – это средство, а не самоцель.
Не ставьте целью научить ребенка как можно большим вещам. Уделяйте своему чаду больше внимания, поддерживайте его начинания и увлечения, позволяйте экспериментировать, познавайте этот огромный и прекрасный мир вместе с ним. Ваш ребенок талантлив – он особенный просто потому, что он есть. Учите его удивляться, и наступит день, когда он удивит вас.

(0 голосов)